Депозит в заложниках

Что делать, если банк не отдает вклад?

Истории, леденящие душу вкладчиков, случаются с учащающейся периодичностью – в соответствии с алгоритмом исчезновения все новых и новых банков. Так, этим летом изрядно подпортил нервы своих клиентов Социнвестбанк, который после месяца бездействия и тревожного ожидания ввел мораторий на операции с наличными и установил лимит выдачи средств – не более 50 тыс. рублей на одного вкладчика в день. При этом за перевод вкладов безналичным расчетом начал взимать комиссию в 1%.

Буквально на днях были ущемлены и права вкладчиков Русстройбанка – банк приостановил выдачу вкладов. В кредитной организации успокоить вкладчиков не смогли и лишь объяснили, что в банке идет проверка ЦБ, по итогам которой будет принято решение о его дальнейшей судьбе. Также недавно и столичный Бенифит-Банк, работающий на отечественном рынке с середины 1990-х годов, прекратил прием средств от граждан на новые вклады и перестал возвращать им деньги с действующих депозитов.

К сожалению, подобные случаи в наше тревожное время могут происходить, и вкладчикам следует четко знать свои права, уметь реагировать и действовать – грамотно и быстро, чтобы надежно защитить не только свои сбережения, но еще свои нервы и время.

Согласно пункту 1 статьи 834 Гражданского кодекса РФ, по договору банковского вклада банк, принявший поступившую от вкладчика или поступившую для него денежную сумму, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на него на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Следует обратить внимание на то, что условие договора об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию ничтожно, то есть закон безусловно гарантирует такое право вкладчику и не связывает его ни с какими дополнительными условиями.

Чтобы получить денежные средства по вкладу, надо прийти в отделение банка и написать заявление на возврат денежных средств. Несмотря на то что договор будет считаться расторгнутым в момент принятия банком заявления от клиента, остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления (статья 859 ГК РФ).

Если по истечении данного срока или при первоначальном обращении в банке дают понять, что возвращать деньги не собираются, необходимо написать претензию на имя управляющего банком – в двух экземплярах, копию которой с подписью сотрудника банка и указанием даты принятия оставить себе. Если банк откажется принимать претензию, ее следует отправить по почте заказным письмом с описью вложения. Также можно написать жалобу в Роспотребнадзор, который следит за соблюдением законов в области защиты прав потребителей. Если банк продолжает упорствовать и дальше – не отвечает на претензии и отказывает в удовлетворении заявленных требований, – можно написать жалобу в Банк России, который является главным органом банковского регулирования и надзора. Он осуществляет постоянный контроль за деятельностью банков в соответствии с присылаемой ему балансовой отчетностью. Если отмечаются нарушения со стороны банка, к нему могут применяться разнообразные меры наказания вплоть до отзыва лицензии.

Возможно и эффективное судебное преследование банка-неплательщика: для договора банковского вклада не предусмотрено обязательного досудебного урегулирования споров, следовательно, можно сразу обратиться в суд. Место рассмотрения иска клиент банка вправе выбрать самостоятельно: по местонахождению банка, по месту жительства или пребывания либо по месту заключения договора; причем от уплаты госпошлины он как истец освобождается. При невыполнении банком предусмотренных законом или договором обязанностей по обеспечению возврата вклада клиент вправе потребовать через суд немедленного возврата всей суммы вклада с процентами в размере действующей ставки рефинансирования ЦБ (8,25%), а также возмещения причиненных убытков, компенсации морального вреда, восполнения упущенной выгоды и т. д.

Итак, закон однозначно определяет обязанность банка вернуть вклад по первому требованию клиента. А заблаговременность, предварительные уведомления и согласие на семидневное ожидание – это необязательный добровольный комплимент вкладчиков в адрес кредитных организаций, которые, к сожалению, не всегда отвечают им взаимностью. Обстоятельствами, которые будут действительным оправданием отказа в выдаче вклада, могут стать исключительно форс-мажорные ситуации – стихийные бедствия или военные действия.

Впрочем, закон законом, а жизненная практика немного другая. Как показывает история банков, которые по разным причинам массово отказываются выдавать вкладчикам их деньги, рано или поздно у них либо отзывают лицензию, либо их санируют другие кредитные организации. В первом случае на сцену выходит Агентство по страхованию вкладов и не позднее чем через две недели после отзыва лицензии начинает выплачивать деньги. Во втором случае по обязательствам перед вкладчиками отвечает банк-санатор. И в его же интересах как можно быстрее успокоить вкладчиков.

Лучшее в разделах
Спецпредложения по вкладам
Вклады с высшим рейтингом

Все Предложения

Поздравляем, вы успешно зарегистрированы !

На ваш почтовый адрес было отправлено письмо с подтверждением.  Для завершения регистрации пройдите по ссылке в письме.